Центральный офис
129164, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 26, пом. 232 БЦ Омега-2 (маршрут в навигаторе)
Пн-Чт 9:30 — 18:00
Пт 9:30 - 17:00
Эксперты «Трассертико» рассказали о ключевых нюансах импорта оборудования из КНР.
Количество санкций в отношении нашей страны растет едва ли не каждый месяц, как следствие, растет потребность в импортозамещении. Очевидно, что в настоящий момент для быстрого и эффективного развития российского производства нужно оборудование, и, в частности, станки. Поскольку европейского производства оборудование привезти в Россию непросто, многие предприятия переходят на китайские аналоги, тем более что Китай – это огромный рынок с обширным ассортиментом продукции. Так, за прошлый год, согласно официальной статистике, доля Китая в российском импорте станков выросла в 4 раза, достигнув 43,25%.
Однако, к сожалению, покупка китайского оборудования – задача, которая зачастую сопряжена с рядом трудностей, поскольку местные поставщики, как правило, не имеют представительств в России, и импортерам приходится подбирать поставщика наугад, а затем самостоятельно осуществлять доставку и таможенное оформление необходимого оборудования.
Очевидно, что трудности могут возникнуть еще на первом этапе – подборе надежного производителя, качество продукции которого отвечает потребностям российского производственного предприятия, выступающего импортером. Если же подходящего поставщика найти все же удалось – проблемы могут возникнуть в процессе импорта.
Как и любой другой продукт, прежде чем попасть на территорию России, импортные станки должны пройти процедуру таможенной очистки, которая происходит путем подачи декларации в таможенные органы. Сегодня весь этот процесс проходит в дистанционном формате и требует разве что наличия электронно-цифровой подписи и достаточного количества денег на едином лицевом счету, чтобы оплатить пошлины, НДС и другие сборы, размер которых зависит от вида и назначения оборудования, а также его рыночной стоимости. На большинство современных станков пошлина либо отсутствует вовсе, либо совсем небольшая. Ключевая проблема в том, что станок – это крупногабаритный товар, который практически всегда перевозят разобранным, а значит, на таможне еще потребуется доказать, что декларируемые элементы являются частями одного продукта. Но это лишь один из вариантов, тогда как другой – производить растаможку каждой части отдельно, со своими кодами ТН ВЭД. Важно понимать, что, подавая поставку под единым кодом, импортер существенно экономит, если ставка пошлины по такому оборудованию 0%. Как правило, для того чтобы пройти по нулевой ставке, необходимо предоставить как можно больше технической документации на продукт, которыми можно будет обосновать таможенному органу корректность классификации и достоверное заявление сведений в декларации.
Помимо этого, ввозимое оборудование подлежит сертификации в соответствии с ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», об этом импортеру тоже не следует забывать. Исключением являются станки, которые поставляются для собственных нужд и в небольшом количестве, а также б/у оборудование. На такую продукцию сертификаты не требуются, однако то, что станки действительно б/у тоже придется доказать, получив специальное заключение об этом в Торгово-промышленной палате. Из всего вышеизложенного, казалось бы, следует, что завозить станки под единым кодом ТН ВЭД существенно проще и выгоднее, однако и здесь есть свои нюансы. Например, если поставка отдельных частей происходит в разное время. Такое бывает в случаях, если, например, у изготовителя в наличии нет необходимой импортеру готовой продукции, (подходящей комплектации/необходимого количества). В таком случае российскому заказчику придется привозить в Россию изделие по частям, а в процессе изготовления деталей еще и контролировать, чтобы конечный продукт полностью соответствовал техническому заданию. (Нередко случается, что поставщик пытается сэкономить на материалах или же нарушает технологию производства из-за недостаточно точного перевода спецификации). Иной раз с момента ввоза первой партии до последней может пройти целый год, на протяжении которого уже изготовленные и привезенные в РФ детали будут лежать на складе, а импортер не будет иметь к ним доступ. Как следствие, он потеряет время, которое можно было бы потратить на установку и отладку, а также деньги – на дополнительные терминальные расходы. В подобных случаях наиболее оптимальным решением будет подготовка специального классификационного решения, которое позволяет отсрочить подачу декларации до момента, когда в Россию приедут все части оборудования. (Классификационное решение – документ, в котором таможенный орган устанавливает код ТН ВЭД товара на основе предоставленных заявителем технических документов: чертежей, фотографий, паспортов, руководства по эксплуатации и установке и т.д. Каждый элемент оборудования там указывается отдельно и при ввозе их количество строго контролируется). Таким образом, можно без лишней волокиты ввозить отдельные компоненты, перемещать их на свое предприятие, устанавливать и т.д., а уже потом подавать в таможенные органы декларацию. Так импортеру не придется платить за хранение груза на складе временного хранения.